Проблеме учебника нового
поколения, как главному источнику учебной информации и средству ее хранения [1],
посвящены исследования А.И.
Архиповой, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Г.Г. Граник, Ю.И. Дика, И.К. Журавлева,
И.И. Ильясова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Н.Ф. Талызиной, В.С. Цетлин, Л.С.
Хижняковой и др. Целью настоящей статьи является разработка модели учебника
нового поколения по информатике (на примере темы "Язык программирования Паскаль").
Под учебником нового поколения будем понимать учебную
книгу, отличающуюся системным подходом к использованию современных
методологических, теоретико-педагогических и научно-методических оснований при
конструировании содержания учебного материала и методической концепции [2].
Среди многих проблем, связанных с проектированием и
созданием учебников нового поколения, выделим проблему выбора формы
представления и компоновки учебной информации, которая, отражая внешнюю
оболочку учебника, призвана способствовать наиболее полной реализации учебных,
развивающих и воспитательных образовательных функций.
Анализ зарубежного опыта создания и использования учебников
по информатике [3], а также апробация пробного макета учебника в СШ № 23 г . Гродно и школе точных
наук (секция «Информатика») УО «Гродненский государственный университет имени
Янки Купалы» позволили нам сформулировать целесообразные рекомендации для
проектирования учебника нового поколения. Среди них выделим:
-
размещение информации в двумерной эргономичной диосцене – колонковой
полосе, где каждая полоса (назовем их: информационная и методическая) несет
свою собственную смысловую нагрузку;
-
сочетание элементов текста с графическими объектами (рисунками,
значками и др.);
-
использование
сквозных обозначений в виде значков для выделения учебных элементов (вопросы для закрепления изученного материала;
творческая работа; практическая работа с готовым материалом на магнитном
носителе; самостоятельная работа за компьютером и др.);
-
вкрапление в учебник исторических фактов, занимательного материала
для развития познавательного интереса обучаемых;
-
сопровождение изложения материала заданиями для развития
логического мышления и интеллектуальных способностей учащихся;
-
изложение материала в форме ведения диалога с обучаемым;
-
включение ссылок на электронные файлы из созданного к учебнику
электронного приложения.
Мы полагаем, что важным назначением учебника нового
поколения по информатике является формирование у учащихся заинтересованности в
учении, а также прочной мотивационной основы учения. Для этого в учебнике
должна быть реализована концепция опережающего изучения материала учебной темы,
что способствует реализации дифференцированного подхода на основе
индивидуальных возможностей учащихся и их уровня начальной компьютерной
подготовки.
Ярко выраженная межпредметность школьного курса информатики
требует использования знаний из других учебных предметов, ссылка на которые
должна найти место в методической части колонкового текста.
Мировоззренческий аспект обучения реализуется в размещении
в этой же полосе информационного материала о применении осваиваемых знаний,
умений и навыков в той или иной сфере человеческой деятельности, биографических
фактов, сведений из истории развития вычислительной техники и программного
обеспечения, ссылок на литературные источники и др.
Таким образом, учебник нового поколения по информатике
представляет собой интеграцию учебной информации, новых информационных и
компьютерных технологий и дидактических инноваций. Отличительной особенностью
проектируемого учебника становится его многофункциональность, так как он
интегрирует функции собственно учебника, справочника, сборника задач, пособия
по компьютерным технологиям, методического пособия [4].
Литература
1.
Пичкуренко, Е.А. Учебник нового поколения в структуре профессиональной подготовки
учителей: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Пичкуренко. – Краснодар,
2006. – 20 с.
2.
Учебник истории «нового поколения» [Электронный
ресурс] / Интернет-школа, . – Режим доступа: http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=528980.
– Дата доступа: 24.09.2009.
3.
Informatische Grundbildung.
Band 3. Herausgeber Dr. Lutz Engelmann. – 2006. – DUDEN PAETEC GmbH ,
Berlin . – 167 S.
4.
Архипова, А. Технологический учебник. Новая концепция для решения старой
проблемы [Электронный ресурс] / «Учительская газета»; электронная версия 1995-2009. Веб-редактор
Константин Сорокин. – Режим доступа: http://www.ug.ru/?action=topic&toid=4256&i_id=51.
– Дата доступа: 24.09.2009.
Комментариев нет:
Отправить комментарий